Д о б р о   п о ж а л о в а т ь   н а   W e b   -   с е р в е р   ж у р н а л а   С А П Р   и   г р а ф и к а

oldi-mini-pc

oldi-mini-pc



САПР и графика №10'2012
САПР и графика №10'2012
Разделы
О нас
Журнал
Реклама
Новости
Подписка
Тематический план
Публикация статей
Читательская аудитория
Русский САПР
Архив изданий
Архив изданий
Поиск в архиве изданий
КомпьтерПресс использует оборудование

Архив изданий
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2014 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2015 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2016 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
КомпьтерПресс использует оборудование

Стенки под тв угловые. Стенка под тв белая. .




 

(62-64) Информационные технологии Intergraph PP&M для нефтегазовых шельфовых проектов

Михаил Григорьев
Начальник группы трехмерного моделирования ОАО «ЦКБ МТ «Рубин»
Александр Одинцов
Директор сегмента Shipbuilding & Offshore Marine Intergraph
Алексей Рябоконь
Ведущий инженер по САПР в машиностроении и судостроении ООО «Бюро ESG»

Предпринятые российским правительством масштабные шаги по проектам освоения российского шельфа, привлечение  современных западных технологий создают для российских КБ и верфей серьезную конкурентную среду в борьбе за шельфовые (offshore — офшорные) проекты, что способствует  росту их технологического потенциала, повышению квалификации персонала за счет освоения современных технологий.

Принятие госпрограммы и подписание в последнее время масштабных соглашений по освоению нефтегазовых месторождений  шельфа с ведущими западными компаниями (владельцами/операторами месторождений), усиление внимания Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) к этому сегменту рынка (создание совместного предприятия ОСК с  Saipem, поглощение ведущей офшорной российской компании «Каспийская энергия») свидетельствуют о значительном улучшении инвестиционного климата офшорного сегмента рынка, что, безусловно, привлечет в этот сегмент и другие западные компании из числа технологических партнеров и вендоров для вышеназванных западных операторов, каковой, в частности, и является корпорация Intergraph. По многим проектам корпорация Intergraph поддерживает многолетние деловые отношения с глобальными лидерами рынка —  ExxonMobil (США), Eni (Италия), Statoil (Норвегия) — как опосредованно через привлекаемые ими EPC­компании (Saipem, Tecnomare, Technip, Grenland Group), так и с некоторыми из них — напрямую. Это дает основания рассчитывать на востребованность продуктов Intergraph на российском рынке офшорных проектов.

Основная цель технологий Intergraph — сократить капитальные затраты и снизить операционные издержки заказчиков и операторов месторождений.

Intergraph обеспечивает получение заказчиком адекватной достоверной виртуальной модели эксплуатируемого объекта, что позволяет эффективно решать основные задачи этапа эксплуатации, а именно — безопасного операционного управления, информационно­технического обеспечения сопровождения, ремонта и модернизации.

Учитывая тот факт, что технологии Intergraph предоставляют возможности по информационному сопровождению полного жизненного цикла морских офшорных сооружений, целесообразно подробнее остановиться на следующей тематике:

специализированные решения Intergraph для проектирования в области судостроения и МГНС шельфа, их преимущества и уникальные особенности;

перспективы применения технологий Intergraph на российском рынке проектирования, строительства и информационного обеспечения эксплуатации морских офшорных объектов.

Преимущества и уникальные особенности решения Intergraph PP&M для проектирования МГНС шельфа

Intergraph предоставляет пользователям целый ряд уникальных интеграционных возможностей как в рамках междисциплинарного взаимодействия собственных инструментов, так и интеграции с другими, в том числе конкурентными продуктами. Это важное для заказчика свойство обеспечивается прежде всего уникальной дата­центричной, в отличие от исторически традиционной документо­центричной архитектуры организации модели данных, причем реализуемой на промышленной СУБД (Oracle и/или MS SQL), а следовательно, обеспечивающей заказчику повышенную надежность и большую независимость от вендора. Еще одна ключевая особенность Intergraph — предоставление специального механизма формирования системы инженерных правил проектирования в соответствии с принятой на предприятии нормативной и методологической базой, что обеспечивает возможность ассимилировать примеры лучших мировых практик и сохранять и накапливать собственную корпоративную базу знаний.

 

Офшорные платформы «Сахалин-2»

Офшорные платформы «Сахалин-2»

Все приложения Intergraph являются интегрированными и взаимодействуют в рамках единой информационной платформы SmartPlant Foundation, которая предназначена для организации хранения, доступа, обмена и управления инженерными данными. SmartPlant Foundation обеспечивает эффективное управление документооборотом, рабочими процессами, изменениями и интеграцией приложений.

SmartMarine 3D — это комплексное решение, включающее все возможности для проектирования и построения морских сооружений разных типов: стационарных и других типов платформ; плавучих систем добычи, хранения и выгрузки нефти и газа; буровых судов, а также других типов промышленного надводного оборудования. Основное достоинство этой системы — информационное сопровождение жизненного цикла морских сооружений. Полный набор возможностей проектирования, производства и управления жизненным циклом предоставляется в рамках одной интегрированной среды. SmartMarine 3D предлагает эффективные средства поддержки принятия решений для упрощения глобального проектирования, производства и оптимизации жизненного цикла, в конечном счете обеспечивая компании большую конкурентоспособность.

Игорь Юрчич (Igor Juricic), менеджер по развитию бизнеса в области судостроения, регион EMEA, отмечает: «Задача операторов нефтегазовых месторождений — контролировать подрядчика в плане исполнения генпроекта, создания рабочей технической документации, а на этапе строительства — осуществлять контроль за пусконаладочными работами, сдачей объекта в эксплуатацию. Затем, уже в процессе эксплуатации, встает задача интеграции технической документации с тем функционалом, который существует для управления предприятием, поэтому наши решения позволяют подключать отдельные функционалы — от управления проектом до формирования интегрированной системы управления документооборотом».

Технологии Intergraph PP&M на российском рынке проектирования морских офшорных объектов

Российский опыт по использованию технологий Intergraph — это во многом опыт работы ведущего в России КБ, занимающегося проектированием морской техники, а именно ОАО «ЦКБ МТ «Рубин».

 

МЛСП «Приразломная»

МЛСП «Приразломная»

Первое практическое использование 3D­моделирования в нефтегазовом проекте ОАО «ЦКБ МТ «Рубин» состоялось еще на графических станциях под управлением UNIX в конце 90­х годов при разработке опорного основания для установки платформы Molikpaq на Пильтун­Астохское месторождение. Затем, в начале 2000­х, готовясь к одновременному ведению работ по двум разным проектам — «Сахалин­2» и «Приразломная», — российское КБ впервые столкнулось с ситуацией, когда применение трехмерного компьютерного моделирования стало обязательным условием участия предприятия­проектанта, а 3D­модель считалась одним из видов представляемой документации. «Рубин» тогда впервые приобрел специализированное программное обеспечение для трехмерного проектирования технологических объектов — систему PDS компании Intergraph.

Во второй половине 2002 года из специалистов основных конструкторских подразделений была сформирована и обучена группа моделирования, приступившая вскоре к разработке жилых модулей для двух платформ Лунского и Пильтун­Астохского месторождений проекта «Сахалин­2». Применение специализированного программного обеспечения во многом помогло сориентироваться в нюансах совместной работы с западными проектантами. Полезными оказались и поставляемые с системой PDS библиотеки компонентов, реализованные по основным западным стандартам, и шаблоны документов. Без этого первые шаги давались бы намного труднее. Формирование отдельной группы для выполнения трехмерного моделирования позволило избежать многих организационных вопросов и сосредоточиться на технической стороне проектирования.

В отличие от «Сахалина­2», моделирование по проекту ледостойкой стационарной платформы «Приразломная» — нефтяной платформы, предназначенной для разработки Приразломного месторождения в Печорском море, в большей степени потребовало работы с библиотеками элементов трубопроводов в части арматуры и фитингов по российским стандартам.

Другое отличие «Приразломной» заключалось в том, что на этом проекте была внедрена обычная для крупных западных компаний, имеющих офисы по всему миру, технология «распределенного конструкторского бюро» — разделение единой трехмерной модели и соответствующая настройка среды моделирования для работы предприятий­участников в своих локальных копиях. Связь осуществлялась через защищенную телекоммуникационную сеть, организованную в виде многоуровневого домена. В заданное время суток производились синхронизация между предприятиями и резервное копирование модели.

 

Макет внутренних помещений МЛСП «Приразломная»

Макет внутренних помещений МЛСП «Приразломная»

Применяемые сегодня в ОАО «ЦКБ МТ «Рубин» различные  специализированные системы трехмерного проектирования  имеют свои плюсы и минусы, но остаются основными инструментами для трехмерного проектирования в нефтегазовом направлении.

Оценивая упомянутые проекты с точки зрения передачи данных от проектанта заводу­строителю и роли в этом современных информационных технологий, можно отметить следующее.

При подготовке производства отечественные и некоторые западные верфи по­прежнему рассчитывают в основном на традиционную бумажную документацию, считая 3D­модель второстепенной и не предъявляя к ней особых требований. Но передовые зарубежные компании, например, строившие сахалинские проекты, заранее готовятся использовать трехмерную модель, то есть в условиях жесткой мировой конкуренции идут навстречу требованиям заказчика, считающего модель средством обеспечения максимального контроля качества и точности реализации проекта. Например, корейской верфи Daewoo, на которой сейчас полным ходом идет строительство платформы «Беркут», была поставлена задача: строить не только точно по чертежам, но и точно по трехмерной модели.

Для таких долгосрочных проектов, как офшорные платформы, принятые технические решения «связывают» их участников на годы. С одной стороны, это естественным образом снижает динамику развития программных средств, с другой — позволяет инженерным компаниям в условиях стабильности совершенствовать свою нормативную базу.

Планы нашей организации по дальнейшему освоению технологии трехмерного проектирования  для тематики нефтегазодобывающих сооружений в первую очередь предполагают продолжение сотрудничества с разработчиками освоенных нами систем трехмерного проектирования, в том числе  с корпорацией  Intergraph. Периодическое привлечение сотрудников, занятых 3D­моделированием, к концептуальной проработке перспективных проектов, наводит на мысль о возможности непосредственного применения получаемой модели для быстрой оценки прочности конструкций в процессе модификации и выбора вариантов.

В настоящее время специалистами «ЦКБ МТ «Рубин» освоено использование общей компоновочной 3D­модели для передачи данных в программы расчета прочности трубопроводов, в том числе — модулем CaesarII компании Intergraph. Планируется опробовать сравнительно новый инструментарий, внедренный в Intergraph, позволяющий применять данные трехмерного лазерного сканирования непосредственно в привычной среде моделирования. Владение этой технологией прежде всего позволило бы предлагать свои услуги по актуализации трехмерной модели до состояния «as build/как построено» и способствовало бы повышению однозначности и достоверности учета построечных изменений на заводе­строителе.

 

«Офшорные объекты, как правило, уникальны, в них используются компоновочные решения, делающие их индивидуальными, что значительно повышает стоимость объекта. Поэтому перед нами стояла важная задача — уменьшить стоимость проекта путем создания предварительной модели (макета) и ее документальной реализации. Нам необходимо было обеспечить разработку, которая позволяла бы сохранять достоверность без лишних затрат», — отмечает Михаил Харитонов, заместитель главного конструктора ОАО «ЦКБ МТ «Рубин».

Сотрудничество корпорации Intergraph с ОАО «ЦКБ МТ «Рубин» продолжается: в настоящее время ЦКБ совместно с основным российским отраслевым партнером Intergraph — компанией «Бюро ESG»  тестирует инструменты SmartMarine, которые активно применяются на офшорных проектах за рубежом.  Следует отметить, что «Бюро ESG» имеет уникальный опыт работы с предприятиями судостроительной отрасли.  Практически каждое из почти 60 судостроительных предприятий, входящих в структуру Объединенной судостроительной корпорации, и еще почти столько  же предприятий, не относящихся к ОСК, эксплуатируют то или иное программное или программно­аппаратное решение, внедренное при участии специалистов «Бюро ESG».

Компания «Бюро ESG», крупнейший партнер корпорации Intergraph — специализированный системный интегратор, работающий на рынке САПР с 1989 года, предлагает комплексные программно­аппаратные решения, в том числе системы электронного документооборота и архивов конструкторской и технической документации, профессиональные консультации и дальнейшую поддержку для компаний машиностроительного, судостроительного, приборостроительного и архитектурно­строительного профиля.

Наблюдаемые мировые тенденции совершенствования  технологий проектирования и строительства МНГПС крайне актуальны в контексте реформы российского судостроения, реализуемой прежде всего в рамках Объединенной судостроительной корпорации.

Решение глобальных задач, по сути, планетарного масштаба, касающихся освоения арктического шельфа России, невозможно без активного освоения и внедрения таких революционных продуктов нового поколения,  как, например, SmartMarine/SmartPlant Enterprise от компании Intergraph, анализ применения которых позволяет сделать выводы о наблюдаемых и ожидаемых тенденциях в технологии проектирования и строительства МНГС шельфовой зоны.

САПР и графика 10`2012

 

isicam
idtsoft
bazissoft