Д о б р о   п о ж а л о в а т ь   н а   W e b   -   с е р в е р   ж у р н а л а   С А П Р   и   г р а ф и к а

oldi-mini-pc



САПР и графика №1'2012
САПР и графика №1'2012
Разделы
О нас
Журнал
Реклама
Новости
Подписка
Тематический план
Публикация статей
Читательская аудитория
Русский САПР
Архив изданий
Архив изданий
Поиск в архиве изданий

Архив изданий
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2014 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2015 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2016 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

На заказ гидрометеорологические изыскания в нашей столице .




 

(30-34) SmartMarine 3D — эффективное решение Intergraph для проектирования судов и морских сооружений

Александр Тучков К.т.н., технический директор («Бюро ESG»)
Алексей Рябоконь Инженер САПР («Бюро ESG»)

При автоматизации проектирования в современном судостроении, являющемся весьма специфической отраслью машиностроения, возникают объективные трудности, связанные со своеобразием изделия — объекта производства. Есть и ряд организационно-технических проблем, обусловленных устаревшей методологией проектно-конструкторских работ и наличием целого «зоопарка» САПР (конструкторских, технологических, расчетных). При этом база электронного документооборота и управления инженерными данными в судостроении очень слабая и не удовлетворяет современным требованиям. В результате — неизбежные потери данных с последующим их восстановлением, многократное внесение изменений в проект. Всё это снижает эффективность работы и повышает стоимость продукции.
При выборе специализированной САПР для судостроения наибольшее внимание, как правило, обращают на ее проектировочную часть: вопросы моделирования сложных обводов корпуса, специфических конструкций и т.п. При этом вопросы управления данными и обеспечения этапов жизненного цикла (ЖЦ) объекта судостроения остаются за рамками интереса к системе. Даже вполне осознавая тот факт, что работа над объектом судостроения всегда предполагает большую насыщенность проекта, единое информационное пространство предприятия воспринимается многими как нечто абстрактное, а требования по обеспечению информационной поддержки жизненного цикла корабля рассматриваются лишь применительно к конкретному проекту, а не в целом.
В этой статье мы хотим обратить внимание судостроителей на комплексное решение компании Intergraph для проектирования судов и морских инженерных сооружений — SmartMarine 3D. Оно базируется на технологии под общим названием SmartPlant Enterprise (SPE), которая успешно применяется на промышленных предприятиях и в нефтегазовой отрасли.

О компании Intergraph

Корпорация Intergraph  (www.intergraph.com) за почти сорок лет своей деятельности стала мировым лидером в разработке и поставке интегрированных компьютерных информационных технологий для управления и информационного сопровождения промышленных объектов как для правительственных организаций федерального и местного уровня, так и для корпораций и предприятий.

 

На протяжении последних двадцати лет Intergraph неизменно входит в число ведущих компаний мира как разработчик и поставщик новейших систем автоматизированного проектирования и информационного сопровождения объектов нефтегазовой отрасли и энергетики, морских и офшорных сооружений, нефтегазопереработки и нефтехимии. По данным ARC и Daratech, корпорация Intergraph значительно опережает своих конкурентов в этом сегменте рынка как по доходу и количеству сотрудников, так и по объему инвестиций в разработку программного обеспечения.

В корпорации работает более 6500 сотрудников, а ее представительства расположены в 70 странах мира. Штаб­квартира и производственная база корпорации находятся в г.Хантсвил
(шт.Алабама) — в одном из центров космической и компьютерной индустрии США.

Корпорация Intergraph — производитель всех компонентов автоматизированных систем и систем управления промышленными объектами на всех стадиях их жизненного цикла, что позволяет обеспечить выполнение всех видов работ для:

  • земельного и городского кадастра, управления инженерными коммуникациями энергоснабжения, газоснабжения, водораспределения, канализации и связи;
  • управления транспортом и диспетчерскими службами общественной безопасности (полиции, пожарной охраны, скорой помощи);
  • проектирования, управления и информационного сопровождения промышленных объектов на всех стадиях их жизненного цикла.

Корпорация Intergraph создает свои системы совместно с компаниями IBM, Microsoft, Oracle, SAP, MRO Software и другими, чьи продукты де­факто стали стандартом в сфере современных информационных технологий.

Клиентами Intergraph являются большинство проектных и строительных компаний в мире (EPC­компаний), например Fluor, Technip, Bechtel, Linde, Lurgi, Technimont, Samsung Heavy Industries и др.

Используя информационные технологии корпорации Intergraph, EPC­компании создают интегрированные логические и трехмерные модели обустройства нефтегазовых месторождений, проектируемых заводов, добывающих платформ и морских судов. Эти модели применяются для автоматического выпуска проектной документации, разработки графиков строительства, размещения заказов и организации поставок оборудования и материалов, контроля правильности монтажа, выполнения пусконаладочных работ и передачи исполнительной документации заказчику.

В то же время корпорация Intergraph плодотворно сотрудничает с крупнейшими эксплуатирующими организациями, в том числе с такими нефтегазовыми, химическими и энергетическими гигантами, как Shell, Statoil, ExxonMobil, Chevron, Sinopec, Dow Chemical, Air Products, BASF, E.ON, и многими другими.

Эксплуатирующим компаниям поставляются технологии по созданию и поддержанию в актуальном состоянии единой корпоративной базы данных, в которой содержится вся техническая информация по всем строящимся и эксплуатируемым промышленным объектам.

В России технологии Intergraph применяются в крупных проектных организациях, а также в нефтяных, металлургических и энергетических компаниях: ОАО «ВНИПИнефть», ОАО «Омскнефтехимпроект», ЗАО «Нефтехимпроект», ОАО «Зарубежэнергопроект», ОАО «Ростовтеплоэлектропроект», НК «Роснефть», ГК «Росатом», НК ЛУКОЙЛ, ОК РУСАЛ, ГМК «Норильский никель» и др. Корпорация Intergraph давно и успешно сотрудничает с дочерними компаниями ОАО «Газпром». В частности, ООО «Севморнефтегаз» при создании ледостойкой платформы для Приразломного месторождения с успехом использовала технологию PDS, а единственная проектная организация в России, имеющая опыт комплексного проектирования морских добывающих платформ, — ОАО «ЦКБ МТ «Рубин» — применяет систему трехмерного проектирования PDS c 2002 года.

SmartMarine 3D — принципиально новый способ разработки и проектирования морских судов и плавучих инженерных сооружений

Intergraph SmartMarine 3D (ранее IntelliShip) — самое современное решение из предлагаемого за последние два десятилетия программного обеспечения для проектирования морских сооружений. Оно предназначено для оптимизации процессов проектирования при полном сохранении существующих данных и повторного их использования. SmartMarine 3D включает все возможности для проектирования и построения морского оборудования разных типов: полупогружные, фиксированные и другие типы платформ; военные корабли и коммерческие суда; плавучие системы нефтедобычи, хранения и выгрузки, а также другие типы офшорных сооружений.

Основной упор в этой системе сделан на информационное сопровождение жизненного цикла морских сооружений. Полный набор возможностей проектирования, производства и управления жизненным циклом предоставляется в рамках одной интегрированной среды. SmartMarine 3D предлагает эффективные средства поддержки принятия решений для упрощения глобального проектирования, производства и оптимизации жизненного цикла, делая в конечном счете вашу компанию более конкурентоспособной.

SmartMarine 3D позволяет избежать ограничений, налагаемых традиционной технологией проектирования. Не ограничиваясь простым проектированием, SmartMarine 3D оптимизирует его, позволяя тем самым повышать производительность и сокращать сроки проведения проектных работ.

Конкурентные преимущества

Возможности масштабирования и модульная конструкция SmartMarine 3D позволяют организациям любого масштаба настраивать в точности тот тип системы, который соответствует их требованиям к производственному процессу и учитывает имеющиеся производственные ресурсы.

Возможности SmartMarine 3D:

  • оптимизация процессов строительства;
  • снижение затрат на персонал и материалы;
  • сокращение времени проектирования и построения судов мирового класса;
  • введение гибких производственных функций, еще не известных в традиционных системах трехмерного проектирования;
  • решение задачи, с которой сталкивается всё больше компаний, — распределенное проектирование и производство морских объектов;
  • улучшенная интеграция со смежными производственными процессами и вычислительными системами;
  • концептуальное проектирование, объединенное с детальным проектированием и производством.

Пользователь SmartMarine 3D получает следующие конкурентные преимущества:

  • среду мультидисциплинарного проектирования, в которой информация обо всех стадиях проекта постоянно доступна всем участникам в полном объеме;
  • сокращение времени обучения новых пользователей, расширение пользовательской базы и повышение производительности;
  • поддержку как концептуального, так и детального проектирования — это решение позволяет оптимизировать процессы проектирования и устранять переработку и ручные проверки, требующие много времени;
  • управление проектами в рамках компании для всех участников: проектировщиков, строителей, субподрядчиков/поставщиков, руководителей. Глобальное проектирование и повторное использование данных, предоставление широкому кругу пользователей актуальной информации о модели продукта.

Автоматическое создание чертежей и отчетов приводит к снижению затрат на проектирование и обеспечивает точную, своевременно обновляемую документацию проекта.

SmartMarine 3D интегрируется в SmartMarine Enterprise с другими продуктами Intergraph, такими как SmartPlant Instrumentation для КИПиА и SmartPlant P&ID, формируя на предприятии оптимальный рабочий процесс. SmartMarine 3D сохраняет корпоративные знания и обеспечивает преемственность и конструкторские нововведения.

 

Простота использования

Для работы со SmartPlant 3D не требуются навыки специалиста по САПР. Знакомая среда Microsoft Windows стимулирует к тестированию и изучению этого ПО и позволяет сократить время обучения.

Решение SmartMarine 3D включает «мини­помощников», которые упрощают выполнение различных этапов проектирования.

Сокращение сроков проектных работ

За счет распределенного проектирования и производства, а также поддержки динамики проектной группы SmartMarine 3D позволяет одному инженеру выполнять больший объем мультидисциплинарной работы. Таким образом, система является надежным инструментом подрядчика и руководителя в проектах любых размеров и уровня сложности.

Правила проектирования повышают качество данных, гарантируют целостность проекта и обеспечивают уровень автоматизации проектирования и производства морских сооружений.

Проверка коллизий корпуса и насыщения обеспечивает согласованное управление изменениями и позволяет устранять коллизии в самый удобный момент — сразу после их возникновения.

В этой системе расширены возможности для корабельных конструкций: продвинутое моделирование, детализация и производство опорных ферм для буровых платформ и узлов ферм.

Автоматизация типовых задач, то есть настроенные правила проектирования, задают детализацию листовых деталей и профилей, размещение ребер жесткости, определение характера прохода ребер жесткости, разделки кромок под сварку, вырезов, шпигатов и т.д., а также определение типов сварных швов на основе геометрии соединения.

Благодаря автоматизации создания чертежей на основе модели существенно снижаются затраты на проектирование и обеспечиваются точность и своевременное обновление проектной документации.

 

Семейство продуктов Intergraph

Семейство продуктов Intergraph

SmartMarine 3D с точки зрения специфики судостроительного проектирования

SmartMarine 3D обеспечивает проектировщику­судостроителю следующие возможности:

  • импортировать корабельные поверхности любой сложности;
  • использовать 2D­эскизы и плоские чертежей для 3D­моделирования и конструирования (как на уровне узлов, так и на уровне конструкций);
  • моделировать корпусные конструкции любой сложности;
  • макетировать помещения и размещение оборудования;
  • проектировать общекорабельные трубопроводные системы любой сложности;
  • проектировать узлы на основании единых правил;
  • проектировать в режиме «сверху вниз», то есть по пути повышения уровня детализации на более поздних стадиях;
  • возможность распределенного и параллельного проектирования, разукрупнения или объединения проекта.

Судостроительному заводу SmartMarine 3D обеспечивает:

  • генерацию управляющих программ ЧПУ для резки, раскроя, гибки и др.;
  • информацию по разделке кромок деталей под сварку;
  • автоматизированное создание настраиваемых спецификаций и производственных отчетов;
  • автоматизированное создание чертежей;
  • автоматизированное создание эскизов деталей;
  • полный набор информации для производства оснастки.

Технология SmartPlant Enterprise — среда, обеспечивающая информационное сопровождение этапов жизненного цикла инженерного сооружения

Разработанная корпорацией Intergraph технология под общим названием SmartPlant Enterprise (SPE) обеспечивает структуризацию и интеграцию разнородных инженерных данных в единое информационное пространство предприятия. Это создает эффективный механизм доступа для всех звеньев проектного, строительного, эксплуатирующего и управленческого персонала к работе с объектом через центральное хранилище данных, содержащее все необходимые инженерные данные и документацию для планирования, учета, контроля и анализа технических и управленческих решений на всех стадиях жизненного цикла в полном соответствии с положениями ISO 15926 и 10303.

Данная технология обеспечивает проектировщику возможность получить от заказчика граничные условия и исходные требования к объекту строительства и передать ему логические модели, 3D­модель объекта проектирования, а также всю рабочую документацию, синхронизированную с моделями объекта проектирования.

Пример успешного применения

Пример успешного применения

Универсальный десантный корабль типа «Мистраль» (BPC de la classe Mistral)

Судостроительная корпорация STX Europe (Франция)

Тоннаж (стандартный)

16 500 т

Тоннаж (полный)

21 300 т

Тоннаж (предельный)

32 300 т

Длина максимальная

199 м

Ширина по ватерлинии

32 м

Высота

64,3 м

Осадка (ГАС)

6,3 м

Бронирование

Нет

Технические данные

Силовая установка

Три дизель­генератора «Вяртсиля» 16 V32 (6,2 MВт), дизель­генератор «Вяртсиля» 18 V200 (3,3 MВт) две винторулевые колонки Alstom Mermaid (7 MВт)

Мощность

20 400 л.с. (15 MВт)

Винты

Два пятилопастных

Скорость максимальная

19 узлов

Скорость крейсерская

18 узлов

Дальность плавания

10 800 км (5800 миль) на 18 узлах (33 км/ч);

19 800 км (10 700 миль) на 15 узлах (28 км/ч)

Автономность плавания

30 суток

Экипаж

160 человек + 450 человек морской пехоты

Вооружение

Радиолокационное вооружение

Две навигационные РЛС DRBN­38A Decca Bridgemaster E250, РЛС обнаружения целей MRR3D­NG

Зенитное вооружение

2x2 ПУ ЗРК Simbad, две 30­мм артустановки Breda­Mauser, четыре 12,7­мм пулемета «Браунинг»

Авиационная группа

16 тяжелых вертолетов или 32 легких вертолета

Судостроительная корпорация STX Europe традиционно применяет сочетания различных программных продуктов, в том числе Bentley, AVEVA, Siemens, Intergraph и ряд других. Компания провела анализ рынка САПР в поиске интегрированного решения с целью повышения производительности и эффективности. Для данного проекта был выбран SmartMarine Intergraph, что (учитывая сложность проекта) свидетельствует о высоком качестве системы.

У судостроительного завода есть возможность с помощью SPE построить и передать заказчику изделие строго в соответствии с исполнительной документацией.

Владелец предприятия, использующий SPE, может сопровождать процессы эксплуатации необходимой актуальной нормативно­технической документацией.

Руководители всех звеньев, благодаря работе в SPE, могут эффективно контролировать и управлять бизнес­процессами на основе достоверной и актуальной технической информации.

Использование технологии SPE обеспечивает не только сквозную интеграцию всех стадий жизненного цикла объекта, но и интеграцию с ведущими системами масштаба предприятия ERP и EAM.

При этом на стадии проектирования на базе полученных первичных данных по объекту технология SPE обеспечивает выполнение таких фундаментальных задач, как:

  • создание интегрированной информационной модели (технологической модели) и управление ее воплощением — от инвестиционного замысла до ввода объекта в эксплуатацию, включая соответствие фактическим параметрам и физическим характеристикам («как спроектировано, так и построено»);
  • организация целевой деятельности по коррекции интегрированной информационной модели в процессе эксплуатации в зависимости от поставленной задачи на базе актуализированных инженерных данных.

Учитывая необходимость создания единого центрального хранилища данных как источника всех инженерных данных по объекту для его проектирования, строительства и эксплуатации и среды обмена информацией между всеми участниками проекта, а также основы для интеграции систем САПР, ERP и EAM, уже на первом этапе необходимо внедрить компоненты 2D­решений по созданию логических моделей объекта, служащих источником данных по всему оборудованию и системам, а также средой интеграции всех предыдущих наработок и данных пользователя.

Следовательно, при разработке плана внедрения технологии SmartPlant Enterprise в проектное производство на первом этапе необходимо настроить и внедрить следующие компоненты технологии, обеспечивающие создание логических моделей объекта проектирования:

  • ?SmartPlant P&ID — позволяет создать функционально­технологическую модель (ФТМ), служащую источником технической информации по оборудованию, трубопроводным линиям, арматуре, точкам контроля, связям схем с 3D­моделью при компоновке для проверки соответствия и т.д.;
  • ?SmartPlant Instrumentation — позволяет создать модель системы автоматизации (МСА) КИПиА, телекоммуникационных систем, АСУ ТП как источника данных по устройствам и приборам, контурам управления, схемам кабельных соединений, монтажно­установочным чертежам, опросным листам на устройства и т.д.;
  • ?SmartPlant Electrical — позволяет создать модель систем электроснабжения, содержащую данные по электротехническому оборудованию, включая перечни электропотребителей со шкафами управления и питания, перечни распределительных устройств, кабельные журналы, спецификации кабелей и т.д.

Кроме того, необходимо настроить и внедрить компоненты SmartPlant Enterprise, обеспечивающие создание физических моделей объекта, в том числе проектирование на базе SmartPlant 3D трехмерной модели объекта как источника данных по оборудованию, включая трубопроводные линии, арматуру, кабели, вентиляционные системы и электрические сети. 

САПР и графика 1`2012

 

idtsoft
bazissoft