Рекламодатель: ЗАО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557

Рекламодатель: ООО НТЦ «АПМ»

ИНН 5018019971 ОГРН 1035003357366

Рекламодатель:
ООО «С3Д Лабс»

ИНН 7715938849 ОГРН 1127747049209

8 - 2006

Внедрение Lotsia PDM PLUS в ГУП «Мосинжпроект»

Игорь Пурмель

Государственный институт по изысканиям и проектированию инженерных сооружений и коммуникаций в г.Москве — «Мосинжпроект» — был основан в 1958 году. Основная деятельность института «Мосинжпроект» направлена на выполнение городского заказа на проектирование инженерных сооружений и коммуникаций для организаций инвестиционно-строительного комплекса Москвы.

По проектам института построены:

•  все крупнейшие автомобильные магистрали г.Москвы и инженерные сооружения на них: путепроводы, туннели, подземные пешеходные переходы;

•  магистральные водоводы от водопроводных станций во все районы г.Москвы, канализационные каналы и коллекторы к насосным станциям и станциям аэрации, все магистральные и тепловые сети от городских ТЭЦ, очистные сооружения на московских реках;

•  выполнено инженерное обеспечение всех районов массовой жилой застройки г.Москвы, осуществляется реконструкция инженерных сетей и сооружений центральной части города.

Разработка проектно-сметной документации в комплексных проектах инженерных коммуникаций и транспортных сооружений требует очень четкой координации работы всех подразделений, участвующих в данном процессе. Такая необходимость обусловливается высокими требованиями к качеству и срокам выполнения проектных работ.

Для обеспечения этих требований необходим соответствующий инструмент — и такой инструмент существует. Это система PDM (Product Data Management), которая позволяет вести централизованный архив проектно-сметной документации и автоматизировать процесс управления всем циклом ее создания.

Целесообразно разделить процесс разработки проектно-сметной документации на два основных контура:  производственный и управленческий. Производственный контур — это собственно обеспечение автоматизированного сопровождения производственных процессов в информационной системе посредством электронного архива, представляющего собой защищенное файловое хранилище и базу данных, в которой регистрируется информация о проектно-сметной документации, и пользовательский инструментарий для создания, извлечения, отображения и работы с  ней.

Управленческий контур — это обеспечение процессов маршрутизации и управления документами — как организационными, так и теми, что входят в состав разрабатываемой проектно-сметной документации.

АСУ, создаваемая для вышеуказанных целей, должна обеспечивать автоматизацию следующих функций:

•  информационного обеспечения участников проектного процесса;

•  электронного архива технической и организационно-распорядительной документации;

•  документооборота — маршрутизация документов и контроль исполнения;

•  интеграции электронного архива с прикладными программами;

•  обеспечения информационной безопасности;

•  сопровождения документооборота на бумажных носителях.

В плане корпоративности такая система должна иметь возможность работать самостоятельно и интегрироваться в корпоративную автоматизированную систему предприятия, обеспечивать работу в локальной вычислительной сети по  стандартным сетевым протоколам, поддерживать работу с СУБД, принятой в организации.

В соответствии с требованиями к надежности программно-техническое обеспечение АСУ должно обеспечивать:

•  круглосуточную бесперебойную работу без перерывов на выходные и праздничные дни (по формуле 24Ѕ7) с реализацией функций администрирования с участием администратора в официально установленное рабочее время;

•  профилактические работы на отдельных узлах и модулях без остановки системы;

•  восстановление функционирования в течение  часа при аппаратных сбоях;

•  применение серверов и дисковых подсистем, реализующих резервирование данных, исключающих их потерю при отказе или выходе из строя накопителей.

Согласно требованиям информационной безопасности все программные компоненты АСУ должны:

•  удовлетворять стандарту безопасности, предусматривающему физическую инициализацию адреса пользователя;

•  обеспечивать двойную идентификацию доступа к ресурсам и полный мониторинг действий пользователя в системе на уровне элементарных операций: ни одно действие пользователя с данными, начиная с входа в АСУ и заканчивая прекращением работы с нею, не может быть произведено незаметно;

•  обеспечивать возможность ранжирования прав доступа к информации для ее совместного использования;

•  допускать возможность создания одного и того же (идентифицированного) документа не более чем одним пользователем одновременно;

•  допускать возможность корректировки документа только его автором или санкционированным преемником.

Итак, цели и задачи создаваемой системы определены, функциональные и эксплуатационные требования разработаны — теперь необходимо выбрать инструмент, на базе которого будет создаваться такая АСУ.  В настоящее время на рынке программных средств присутствует достаточное количество информационных систем, предназначенных для управления данными об изделиях, документах, действиях и иных объектах предметной деятельности, — такие системы относятся к классу PDM.

Анализ сильных и слабых сторон подобных систем выходит за рамки данной статьи, хочется лишь отметить, что к выбору системы PDM, на которой будет строиться ваша АСУ, надо подходить очень взвешенно и тщательно, четко представляя, как в дальнейшем будет развиваться создаваемая АСУ.

Программным ядром АСУ, о которой рассказывается в этой статье, является система Lotsia PDM PLUS (разработчик — компания «Лоция Софт»). Перед тем как выбрать данную платформу, было проведено сравнение характеристик четырех известных на российском (и не только) рынке программных систем, при этом оценка велась по 45 критериям. Следует заметить, что одним из критериев была степень интеграции с широко применяемой в институте САПР Bentley Microstation и в этом плане преимущества выбранной системы оказались безусловными.

Система Lotsia PDM PLUS предназначена для управления информацией об изделиях, документах, действиях и явлениях окружающего мира или иных объектов определенной предметной области на протяжении всего их жизненного цикла, а также для управления документооборотом и бизнес-процессами.

Управление информацией в программе реализовано через так называемые информационные объекты. Объект предназначен для хранения информации. Он может описывать элементы определенной предметной области (или соответствовать им).

Управление документооборотом и бизнес-процессами производится с помощью таких инструментов, как предопределенная и свободная маршрутизация сообщений и документов.

В систему Lotsia PDM PLUS входят также и средства ведения защищенного архива.

Lotsia PDM PLUS представляет собой визуальную интегрированную систему класса TDM/PDM/Workflow, построенную в архитектуре «клиент-сервер».

Данная система может работать в режиме интеграции с такими САПР, как Bentley Microstation, Autodesk AutoCAD, Autodesk Mechanical Desktop, Autodesk Inventor, SolidWorks и др.

Lotsia PDM PLUS предоставляет возможность использования электронной цифровой подписи. Несомненным преимуществом этой системы также является ее конструктивная особенность в части оптимально полного хранения информации об объектах и действиях с ними в СУБД, что обеспечивает быстрое восстановление работоспособности системы в случае отказа оборудования или любого другого сбоя.

В рассматриваемом проекте Lotsia PDM PLUS применяется как полнофункциональная система управления информацией об изделии и маршрутизации документов и управления бизнес-процессами.

Система Lotsia PDM PLUS является гибким инструментом, нуждающимся в настройке под соответствующие требования объекта внедрения. Нельзя просто приобрести коробку с данным программным продуктом, инсталлировать его и начать работу. Необходимо провести настройку, соответствующую требованиям технического задания и технического проекта, а следовательно, нужно разработать  проект внедрения системы PDM.

Каждый, кто сталкивался с задачей внедрения информационной системы масштаба предприятия, знает, что есть два основных пути: внедрение системы, настроенной на применяемую на предприятии технологию (такой подход называется «как есть», или в зарубежном варианте  — “as is”), либо вариант «как будет» (зарубежный термин — “to be”). Оба варианта имеют свои преимущества и недостатки, целесообразность применения одного из них определяется для каждого конкретного случая. В описываемом варианте внедрения PDM-системы был выбран способ «как есть». Сам процесс внедрения системы Lotsia PDM PLUS проводился в соответствии со стандартными процедурами и технологией, применяемыми в проектах подобного класса.

Получившаяся в результате настройка Lotsia PDM PLUS охватывает весь жизненный цикл процесса разработки проектно-сметной документации и обеспечивает контроль и управление процессами ее разработки. Одновременно, по мере завершения каждого проекта, пополняется электронный архив проектно-сметной документации.

Проекты, выполняемые институтом, являются объемными и распределенными в части подразделений-исполнителей. Координация работы подразделений обеспечивается функционалом Lotsia Workflow и охватывает все необходимые этапы и процессы. В качестве примера приведена блок-схема, описывающая алгоритм подписания проектно-сметной документации (рис. 1).

Рис. 1. Блок-схема процесса подписания проектно-сметной документации

Рис. 1. Блок-схема процесса подписания проектно-сметной документации

В соответствии с принятой в Lotsia PDM PLUS идеологией реализованы и остальные объекты и процессы. Например, представление проекта имеет древовидную структуру с вложенными и взаимосвязанными объектами, описываемыми соответствующими атрибутами, обладающими определенными свойствами (рис. 2).

Рис. 2. Фрагмент представления структуры проекта в системе

Рис. 2. Фрагмент представления структуры проекта в системе

Каждый значимый объект в настройке имеет свою регистрационную карточку с присущими ему атрибутами и, если технология требует, соответствующий файловый объект в защищенном хранилище.

Пользовательский интерфейс представляет собой набор форм и отчетов, содержащих информационные и управляющие объекты. Каждая функциональная роль (вид пользователя) привязана к своему набору объектов и процедур (форм, действий, отчетов) и контролируется со стороны информационной системы соответствующими правилами.

Полученная в результате настройка является полнофункциональным инструментом, обеспечивающим автоматизированное сопровождение основного производственного процесса института — разработки комплексных проектов инженерных сетей и транспортных сооружений.

В заключение хочется сказать, что внедрение данной системы позволяет институту перейти на качественно новый уровень разработки проектно-сметной документации, повысить качество разрабатываемых проектов и степень управляемости процессом разработки за счет централизации механизмов контроля и управления.

Разработка настройки велась специалистами компании «Лоция Софт», показавшими себя в процессе выполнения проекта высококвалифицированными специалистами, способными реализовать весьма сложные алгоритмы обработки процессов и объектов, в соответствии с автоматизируемыми технологиями разработки проектно-сметной документации комплексных проектов инженерных сетей и транспортных сооружений городской инфраструктуры Москвы.

Описанный проект находится в развитии и совершенствуется. В ходе опытной эксплуатации выявляются и устраняются погрешности и производится более тонкая «шлифовка» алгоритмов и процедур.  

Игорь Пурмель

Игорь Пурмель

Заместитель начальника отдела АПР ГУП «Мосинж проект».

В начало В начало

САПР и графика 8`2006

Регистрация | Войти

Мы в телеграм:

Рекламодатель:
ООО «Нанософт разработка»

ИНН 7751031421 ОГРН 5167746333838

Рекламодатель: ЗАО «Топ Системы»

ИНН 7726601967 ОГРН 1087746953557